Все об образовании Новосибирска: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

На что ориентироваться при выборе профессии

Знакомый с детства герой В. Маяковского задавал актуальный вопрос: «Кем работать мне тогда, чем заниматься?» Он придерживается актуальной тактики – этот вопрос следует задавать себе задолго до окончания школы. Рано или поздно такой вопрос встаёт перед каждым выпускником школы – что дальше?

Главная ошибка, которую можно тут совершить – задавать вопрос таким образом: «Куда пойти учиться?» Работа как таковая при таком подходе отходит на второй план, а учебное заведение воспринимается как следующая ступень школы – учеба без определенной цели и без особой ответственности… Немало таких великовозрастных детей просиживают на студенческой скамье без толку и ко всему ещё и попросту растрачивающих государственные деньги. Да и зачем им учиться, они вовсе не собираются работать по специальности, которую получают в учебном заведении. И всё потому, что изначально они ставили перед собой вопрос не «кем работать?», а «где учиться?». Естественно, там, куда проще поступить и легче учиться, а что будет потом… потом и подумать можно будет. А ведь второе образование у нас в стране платное, и у большинства выпускников просто не будет второй попытки.

Итак, следует правильно говорить не «Поступлю в медицинский институт» или «Поступлю на юридический факультет», а «Буду работать врачом», «Буду работать адвокатом».

А какой должна быть будущая работа? Естественно, интересной и высокооплачиваемой! И ещё хорошо бы было, если бы работа была не особенно тяжёлой. Одна ученица как-то заявила:  «Вот если бы можно было просто лежать на диване и получать за это деньги – мне бы это подошло», но такого не будет в любом случае. И нет такой работы, чтобы сразу получать высокую зарплату – начинать в любом случае придется «снизу».

Не стоит задаваться вопросом о самых востребованных профессиях: рынок труда постоянно изменяется, и профессии, остро востребованные сейчас, вряд ли будут настолько же востребованы через 5 лет, когда вы окончите учёбу, вероятнее всего даже наоборот. Ведь сейчас слишком много молодых людей поступают учиться в вузы на эти специальности, поэтому через пять лет молодых специалистов будет гораздо больше, чем вакансий (как случилось недавно с экономистами и юристами).

При выборе профессии, как ни странно, есть ещё одна опасность – хорошие учителя. Вот, например, попался такой учитель физики и так увлек этой наукой, что только на третьем курсе молодой человек понял, что это совсем не его место.

Так на что нужно ориентироваться при выборе?

Как ни банально бы это звучало в первую очередь это ваши возможности – «Что я могу?», а не «Что я хочу?» Интересная работа – это хороший выбор, но на всех интересной работы не хватит, так что надо выбирать из того, что прокормит. А прокормиться можно любой работой: хороший повар может зарабатывать больше, чем плохой юрист. Поэтому следует спросить в первую очередь себя: что я могу делать хорошо?

А что делали до сих пор? Вы уже умеете делать табуретки, или готовить, или шить – так, что на табуретках можно не боясь сидеть, приготовленное блюдо можно есть не боясь отравиться, а одежду можно носить? И вы чувствуете себя хорошо, занимаясь этим? Тогда стоит задуматься над тем, чтобы стать плотником, поваром или портнихой? И пусть родители настаивают на вузе, так как сочетание «высшее образование» до сих пор на многих гипнотизирующее воздействие, но не дает реального преимущества. Поэтому многие выпускнику вузов моют в супермаркетах пол, в то время как получившие рабочие специальности работают и зарабатывают порой больше специалистов с высшим образованием. Такова реальность сегодняшних дней – правильно это или нет.

Если вы пока не чувствуете тяги к определенной деятельности, то можно для начала ознакомиться с классификацией профессии.

Типы профессии:

  • Человек – человек
  • Человек – техника
  • Человек – знаковая система (работа с расчетами, чертежами, текстами и т.д.: бухгалтер, чертежник, библиотекарь, переводчик и т.д.)
  • Человек – природа (агроном, ветеринар, зоотехник).
  • Человек – художественный образ

Классы профессии:

  • Алгоритмические профессии: работа по заданному образцу, стандартное решение проблем, выполнение решений руководителя.>
  • Эвристические профессии: анализ, проведение исследований, планирование деятельности как своей, так и других людей, проектирование и разработка новых образцов.

Специальные тесты профориентации, которые легко найти в Интернете, помогут вам определить ваше место в этой классификации. А истолковать правильно полученный результат теста вам поможет специалист-психолог на индивидуальной консультации. 

Ваш комментарий




Рейтинги