Все об образовании Новосибирска: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Быть учителем – плохо это или хорошо?

О том, что учитель – профессия благородная студентам педагогических ВУЗов твердят с самого первого курса. Выпускники, как молодые специалисты, с энтузиазмом приходят в школы вот тут и происходит крушение иллюзий. Является ли профессия учителя благородной в XXI веке? Очевидно, нет. Эта профессия перестала быть уважаемой, а о её престиже и достойной оплате вообще не стоит говорить.

В советской образовательной системе педагогу отводилось первое место, ведь именно от него зависело качество передаваемых знаний. И чем опытнее и лучше педагог, тем сильнее его ученики. В педагогические ВУЗы шли люди не случайные, а те, кто сознательно выбирал себе профессию на всю жизнь, и требовал от себя полной самоотдачи. В советские времена учителя получали не много, но отношение к учителю было трепетное. Ученики уважали учителя и побаивались, а учителя ходили с гордо поднятой головой. Что же мы наблюдаем в настоящее время?

В современной системе образования на первое место ставится ученик, а не учитель. Реформы в системе образования направлены на усиление личностно-ориентированного подхода и модернизацию принципов школьного обучения. В результате получается, что неформально ученик главенствует над учителем. Во всех ситуациях педагога делают виноватым, несмотря на явную нерадивость и безалаберность некоторых учеников.

Если ученик получил двойку – значит это учитель не смог научить; если ребенок сломал ногу – значит, учитель не досмотрел; если у ребенка в семье проблемы – значит, учитель не проконтролировал ситуацию; если ученик начал материться и курить – значит, учитель неправильно воспитывает. А где в этом случае ответственность родителей? Её, к сожалению, переложили на учителей и школу. Получается, что родители только рожают ребенка, а воспитывать должна школа. Конечно, это преувеличение, но доля правды в этом утверждении есть. Какова же ситуация в современной школе и каково отношение к учителям?

Минусы профессии педагога

Практически все минусы современной школы базируются на недоработках образовательной системы, в которой интересы ученика первичны, а интересы учителя вторичны. А ведь желания и тех и других должны учитываться одинаково. На самом деле есть учителя, которые порочат доброе имя учителя, но это, скорее исключение. А учеников, которые заслуживают порицания, гораздо больше. И в случае, если усовершенствования образовательного процесса так и не произойдет, таких учеников будет ещё больше. В профессии педагога минусов достаточно много, и особенно явно они проявляются в сельских школах:

1. Маленькая зарплата

На зарплату учителя трудно прожить, а ведь цены растут, как на дрожжах. Поэтому, чтобы получать большую сумму, приходится брать больше дополнительных часов. Но этого всё равно не достаточно, особенно, если есть семья. А семьи есть практически у всех учителей.

Расчет учительской зарплаты достаточно прост: ставка – 18 часов – равна минимальной заработной плате 4330 рублей. К этой сумме добавляется оплата за дополнительные часы (факультативы, другой предмет, элективные курсы), сельские (если учитель работает в сельской школе), оплата за классное руководство – 1000 рублей, оплата за проверку тетрадей (только для учителей русского языка и математики) и прибавка молодому специалисту – 50% от ставки (выплачивается в течение трех лет работы в школе после получения диплома).

Если раньше зарплата учителя зависела от стажа работы и выслуги, то сейчас финансирование подушевое. Сколько ведется часов – столько и платится денег. В этой системе есть свои достоинства и недостатки. В выигрыше молодые специалисты, не имеющие стажа, но в убытке остаются учителя маленьких школ – им негде брать дополнительные часы.

2. Большая ответственность

Вообще любая работа предполагает ответственность, а особенно работа с детьми. Жизнь ребенка представляет особую ценность, поэтому на плечах учителя лежит забота о здоровье и жизни детей. Учителя контролируют времяпровождение учеников в стенах школы и за её пределами.

Беда, случившаяся с учащимися всегда проецируется на школу, вне зависимости от времени и места. Проверки и комиссии в первую очередь обрушиваются на администрацию школы. Считается, что учитель плохо провел инструктаж по технике безопасности, если ребенок сломал ногу, ушиб руку или стал участником ДТП. А где же в это время были родители?

3. Психологическое давление

Сейчас в образовательной системе сложилась аномальная ситуация. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. Неформально педагогам запрещено ставить двойки ученикам, как бы ни абсурдно это звучало. «Два» - в уме, «три» - на бумаге – такой установке Отдела образования следует администрация школы. И от администрации школы учителям идет приказ не ставить ученикам неудовлетворительных оценок, всячески избегать таких результатов. Аргумент такой: с «двойками» у школы будут низкие показатели.

Принципиального педагога просто замучают проверками. Такой педагог будет обязан предоставить индивидуальный план работы с отстающими учениками. И это при том, что на учителе нагрузка 20-25 учебных часов, проверка тетрадей, классное руководство и ко всему ещё и собственная семья. В то время как ученик с двойками в журнале по-прежнему будет «плевать в потолок». И всё потому, что каждый ученик расскажет вам без запинки, какими правами он обладает, и как к нему должны относиться учителя, а вот какие перед ним стоят обязанности – такие дети не знают.

«Двоечники» ничего не боятся, поэтому идут на уроки с невыполненными домашними заданиями. Они знают, что в журнал им двойку не поставят, и из школы не выгонят, а ЕГЭ сдать помогут. В таких ситуациях классный руководитель и учитель обращаются за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Отговорки их очень просты: «Ребенок нас не слушает», « Мы не можем заставить его учиться», «Мы не можем ничего сделать». Ну, если родители ничего не могут сделать со своим ребенком, то, что говорить об учителях.

Относительно ЕГЭ многие ученики считают, что сдадут его без проблем. Как ни удивительно, но на самом деле так и будет. Все дело в том, что на педсовете директор в категоричной форме заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И в день экзамена учителя спешат на помощь своим ученикам. Именно так и происходит при сдаче ГИА (ЕГЭ для 9 класса). В 11-ом классе ученики пользуются подсказкой «звонок другу», в то время как наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что между школой и Отделом образования есть негласная договоренность об успешном проведении экзамена – и всем в результате хорошо. Ученики, зная об этом, не сидят за учебниками, чтобы хорошо подготовиться.

А недавно появилась ещё одна «услуга». И совсем не в пользу учителя. Дети имеют возможность позвонить в службу доверия и рассказать о неправомерных действиях учителя. Жалуются в основном те самые «двоечники», которых напрягает учеба. Конечно, такую информацию нельзя назвать достоверной и объективной. Жаль, что не существует подобной службы для учителей, чтобы можно было жаловаться на нерадивых учеников.

Плюсы преподавательской работы

Несмотря на все минусы профессии учителя, положительных моментов тоже немало:

1. Постоянное общение с детьми

Дети все разные. Они могут не только расстраивать, но и радовать своими успехами. Приятно, когда они грамотно пишут, увлекательно и интересно рассказывают, работают над проектами, ведут научную деятельность, увлеченно играют в драматическом кружке или мастерят поделки на уроках труда. Постоянное общение с детьми позволяет лучше понять их внутренний мир, помогает самосовершенствоваться, заставляет быть активным и современным.

2. Постоянная умственная работа

Учитель должен постоянно развиваться в разных сферах: общение, научные познания, освоение новых  технологий. Ни дня ни проходит без того, чтобы учитель не узнал что-то новое. Он каждый день готовится к урокам, как и его ученики, чтобы дать им новые полезные знания. И только развитые и прогрессивные педагоги, настоящие профессионалы своего дела, смогут вырастить достойное поколение.

3. Стабильность

Как государственное учреждение школа дает своим сотрудникам определенные гарантии и стабильность. Любой педагог имеет гарантированное право на оплату больничного и отпуск в 56 календарных дней, стабильный выходной в воскресенье и один методический день в неделю. После десяти лет непрерывного стажа учитель имеет право на год оплачиваемого отпуска.

Так плохо или хорошо – быть учителем? Кто-то считает, что учитель должен радоваться и гордиться своей профессией, кто-то согласен, что работа в школе – это неблагодарный труд. Школа – это не рай и не ад, это место, которое требует решительных перемен. И чтобы и учителям и ученикам было хорошо и комфортно, систему образования нужно ещё сбалансировать и оптимизировать. 

Комментарии

Секретная девочка08 Июля 2016ответить
Мои родители хотят меня заставить.Но я не хочу им быть и кстати 1 минус не правдивый некоторым и большенству учителей доют много денег
Алина28 Мая 2016ответить
история правдивая! Но оценки ставить интересно!
александр22 Мая 2016ответить
Очень жалею, что не окончил эконом или юр.фак, а лучше инженера-технолога! Так как зарплата учителя мизерная смешная и унизительная!оклад 5200
мяу20 Февраля 2016ответить
Я хочу идти учится на учителя физкультуры, все против, и говорят что из этого ничего выйдет, что делать?
Наталья29 Октября 2015ответить
Четкая и правдивая статья. Также некоторые родители считают учителей малооплачиваемой обслугой.
Владимир28 Октября 2015ответить
Увы,но дети сегодня уходят на задний план-работа в школе,если ты являешься классным руководителем,ведёшь кружки и ещё свой предмет, становится каторгой покруче многих. Ведь система просто не даёт достойно и полноценно вкладывать в учеников знания. Работы в школе много,только дети мешают.
Надежда29 Июня 2015ответить
поступаю на учителя, но смущает отношение современных детей к учителям (неуважение, хамство..) как вы считаете: поступать или выбрать другую профессию?
Юлия12 Января 2015ответить
Кратко, чётко и правдиво. Думаю теперь о том, смогла бы я выбрать другой путь 15 лет назад и стать не учителем, а кем-то другим...
Анна02 Декабря 2014ответить
Всё так и есть, как написано в статье.
Тогжан10 Сентября 2014ответить
вполне объективная оценка и характеристика сложившейся ситуации!горькая. но правда!

Ваш комментарий




Рейтинги